Вход на сайт

Условия ведения хозяйственной деятельности в Гвинее

Изображение-2: 

Гвинея: объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ, потоки) в 2018 г. - 482,7 млн. долларов США (в текущих ценах, ЮНКТАД)
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - англ. Foreign Direct Investment (FDI)

Индекс африканского потенциала (ИАП) 2019
С 2011 г. Фонд по укреплению потенциала африканских стран (англ. African Capacity Building Foundation – ACBF, спесциализированное агентство АС, находится в Хараре, Зимбабве https://www.acbf-pact.org/) публикует ежегодный доклад об укреплении потенциала Африки (англ. Africa Capacity Report – ACR).
Доклад об укреплении потенциала Африки измеряет и изучает способность африканских стран осуществлять свою повестку дня в области развития, уделяя особое внимание ключевым определяющим факторам и компонентам потенциала для развития. Фонд по укреплению потенциала африканских стран определяет потенциал как “способность людей, организаций и общества в целом успешно управлять своими делами” и развитие потенциала как процесс, с помощью которого “люди, организации и общество в целом раскрывают, укрепляют, создают, адаптируют и поддерживают потенциал с течением времени”.
Потенциал африканских стран, рассматриваемый в Докладе об укреплении потенциала Африки, отражен в Индексе африканского потенциала (ИАП). ИАП – это составной индекс, рассчитанный на основе количественной и качественной оценки четырех субиндексов или индикаторов “кластеров” по специально разработанному опроснику. “Кластер политическая среда” рассматривает условия, которые должны быть созданы, чтобы сделать возможными трансформационные изменения и развитие. В “кластере процессов реализации” оценивается степень, в которой страны готовы предоставить результаты и итоги. “Кластер результатов развития на уровне страны” относится к ощутимым результатам, которые способствуют развитию. И “кластер результатов развития потенциала” измеряет изменения в условиях жизни человека.
Гвинея ИАП 2019 Рейтинг 17 оценка 55.8
Кластер 1 Политическая среда 78.3
Кластер 2 Процессы реализации 56.0
Кластер 3 Результаты развития на уровне страны 100.0
Кластер 4 Результаты развития потенциала 32.2

Стимулы и гарантии для иностранных инвестиций
В Гвинее действуют два главных документа, которые юридически регулируют иностранные инвестиции в стране – Инвестиционный Кодекс 1987 г. и Кодекс об экономической деятельности 1992 г.
Кроме этих двух кодексов, экономическая деятельность для иностранных инвесторов определяется в нормативных актах по соответствующим областям, например Кодекс для морского рыболовства и добывающей промышленности от 1995 г.

Инвестиционный Кодекс Гвинеи обеспечивает следующие гарантии:
- свобода осуществлять коммерческую, производственную деятельность;
- свобода передачи капитала;
- равенство между государственным и частным сектором;
- гарантия от конфискации и национализации;
- свободное управление производством;
- трансфер прибыли, полученной от инвестиций.
Кроме этого, Инвестиционный кодекс предусматривает одинаковый подход к иностранным и национальным инвесторам и позволяет репатриацию прибыли. Несмотря на то, что инвестиционный кодекс ограничивает продвижение проектов по развитию гидравлических ресурсов Гвинеи, в которых гвинейские компании имеют контрольные пакеты акций и административное управление, в Кодексе содержится пункт, разрешающий переговоры для обсуждения более благоприятных условий для инвесторов в некоторых соглашениях в этой области. Иностранные инвестиции за пределами Конакри имеют более благоприятные выгоды.

Инвестиционный кодекс также устанавливает список приоритетных областей и гарантирует, что государственные выгоды будут предоставлены тем иностранным инвесторам, которые будут работать в одном из приоритетных для гвинейской экономики секторов. Сюда относятся: сельскохозяйственный сектор (особенно производство зерновых культур), промышленность, животноводство, лов рыбы, производство удобрений, охрана здоровья, образование, туризм, строительство и банковский бизнес. В этом Кодексе Гвинея разделена на 4 экономические зоны, из которых каждая имеет собственную систему выгод-и-привилегий в зависимости от уровня развития.
Инвестиционный Кодекс предусматривает налоговые выгоды и различные режимы стимулирования (таблица 1), а именно:
- режим для малых и средних предприятий,
- режим предприятий-экспортёров (экспорт составляет больше, чем 22% от полного товарооборота),
- режим для предприятий, развивающих природные ресурсы и местное сырье (стоимость импортированного сырья меньше 50% стоимости произведенной продукции),
- режим для предприятий, которые осуществляют свою деятельность в экономически наименее развитых зонах.

Льготы:

В Гвинее в 2015 г. был принят новый Инвестиционный кодекс.
Согласно этому кодексу для инвесторов предусмотрены стимулы для мотивирования к сотрудничеству:
- на этапе установления предприятия (ст. 21 приложения к Кодексу):
- стимулы таможенные:
- освобождение от ввозной пошлины на импорт оборудования для НДС на 100%. Пошлины, которые взимаются: налог на регистрацию – 0,5%, сбор на обработку и ликвидацию (фр. la redevance de traitement et de liquidation – RTL) – 2% от цены CIF (Cost, Insurance and Freight ) ;
- стимулы фискальные:
Освобождение от сбора:
- для патента – на 100%;
- на единый земельный взнос – на 100%;
- паушальный платёж – на 100%;
- на налог на обучение – 100%, за исключением взноса в размере 1,5% от заработной платы для финансирования профессионального обучения.

- на этапе эксплуатации предприятия –
- стимулы таможенные (ст.22 приложения к Кодексу):
- на ввозимое оборудование взимается сбор за обработку и ликвидацию (фр. la redevance de traitement et de liquidation – RTL) – 2% от цены CIF, налог – 6%, НДС – 18%. Таможенные тарифы применяются, если они благоприятны для инвесторов.
- стимулы фискальные (ст. 24-28 приложения к Кодексу):
- в зоне А (ст. 26):
- снижены минимальный единый налог, налог на промышленную и коммерческую прибыль, корпоративный налог, налог на патенты и единый земельный налог следующим образом:
- 1-2-й год – 100%
- 3-4-й год – 50%;
- 5-6-й год 25%;
- снижены паушальный платёж, налог на обучение и регистрационный сбор следующим образом:
- 1-2-й год – 100%
- 3-4-й год – 50%;
- 5, 6, 7, 8-й год 25%;
- в зоне Б (ст. 27 приложения к Кодексу):
- снижены минимальный единый налог, налог на промышленную и коммерческую прибыль, корпоративный налог, налог на патенты и единый земельный налог следующим образом:
- 1, 2, 3-й год – 100%
- 4, 5, 6-й год – 50%;
- 7-8-й год 25%;
- снижены паушальный платеж, налог на обучение и регистрационный сбор следующим образом:
- 1, 2, 3-й год – 100%
- 4, 5, 6-й год – 50%;
- 7, 8, 9, 10-й год 25%.

Распределение зон (ст. 34 Кодекса):
- зона А – регион Конакри (Conakry), префктуры Коя (Coyah), Форекария (Forécariah), Дюбрека (Dubréka), Боффа (Boffa), Фрия (Fria), Боке (Boké), Киндия (Kindia);
- зона Б – территория Гвинеи вне зоны А.
http://www.apip.gov.gn/code-des-investissement

Гвинея подписала конвенцию Международного Центра по Урегулированию Инвестиционных Споров (International Centre for the Settlement of Investment Disputes (ICSID), и также является членом Многостороннего Агентства по Гарантиям Инвестиций Всемирного банка (World Bank's Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA).

Одним из способов для стимулирования иностранных инвестиций в Гвинее в добывающих отраслях [www.guinee.gov.gn/itieg.php] является намерение присоединится к Инициативе поддержания прозрачности в добывающих отраслях (фр. L’initiative de transparence dans les industries extractives (ITIE) – международная инициатива, целями которой есть:
- обеспечить прозрачность платежей и доходов, в добывающих отраслях;
- обеспечить доступность этой информации широкой общественности;
- способствовать рациональному использованию богатств, направленному на экономический рост и сокращение бедности.
Гвинея в апреле 2005 г. официально высказала намерение присоединиться к ITIE и обязалась, таким образом, выполнять пять следующих условий ITIE:
1) регулярная публикация всех платежей, сделанных компаниями, и всех доходов, полученных Правительством, в форме понятной и доступной для широкой публики;
2) сопоставление платежей и полученных доходов;
3) ревизия (аудит), независимая от этих платежей и этих доходов;
4) включение общественности во внедрение, контроль и оценку этого процесса;
5) развитие обоснованного плана действия для использования инициативы с поддержкой партнеров развития.
В первый раз аудит относительно разработки месторождений на протяжении 2005 г. был проведен для шести компаний: ACG, CBG, CBK, SAG, SEMAFO, AREDOR.

Перспективы экономического сотрудничества с Гвинеей.
- агропромышленность – консультационные услуги для повышения урожайности, строительство ирригационных систем, минеральные удобрения, сельскохозяйственная техника, оборудование для перерабатывающих сектора агропромышленного комплекса;
- производство продовольственных товаров. Национальное производство Гвинеи не обеспечивает внутренний спрос на продовольственные товары, вследствие этого Гвинея вынуждена их импортировать. Кроме повышения урожайности, продовольственная проблема, также может быть решена путем налаживания производства по обработке местных продуктов сельского хозяйства, которые при условии перенасыщения местного рынка могут экспортироваться в другие страны – это, особенно, может касаться производства кофе, который Гвинея экспортирует. В период 2000-04 гг. Гвинея в среднем производила 18,6 тыс. тонн кофе, а перерабатывающий завод зелёных зёрен кофе в западноафриканском регионе, где расположена Гвинея, находится в Кот-д’Ивуаре, его мощность составляет 15 тыс. тонн зелёных зёрен в год [www.atlas-ouestafrique.org/spip.php?article55].
- добывающая промышленность – проведение геологоразведочных и добывающих работ, поставки техники и оборудования, переработка сырья;
- рыболовство;
- обрабатывающая промышленность (особенно производство товаров массового потребления, текстильных изделий и др.). Национальная промышленность Гвинеи не обеспечивает спрос на внутреннем рынке на товары повседневного потребления. Согласно данным ЮНКТАД около 17% импорта Гвинеи составляют товары обрабатывающей промышленности. С экономическим развитием в Гвинее спрос растает и становится более разнообразным. Однако необходимо учитывать, что сравнительно низкий уровень жизни африканского населения ориентирует его на потребление дешевых товаров среднего качества;
- строительство – строительство или восстановление объектов энергетики, аграрной, добывающей промышленности, туризма, объектов по переработке сырьевых товаров, а также инфраструктуры, включая системы снабжения водой и электроэнергией, ирригационные сети и логистику и др.;
- электроэнергия. Для развития обрабатывающей и добывающей промышленности в Гвинее существуют проблемы с поставками электроэнергии, особенно острой эта проблема становится в сухой сезон, когда нет дождей (с октября по апрель);
- транспортные услуги (в частности авиаперевозки на короткие расстояния с соседними странами);
- образование. Гвинея имеет потребность в содействии по подготовке собственных специалистов, особенно по техническим специальностям. Главным препятствием для развития такого сотрудничества является финансовые ограничения. Поэтому, на начальном этапе такого сотрудничества рациональным будет организовать подготовку гвинейских специалистов на базе совместных предприятий на территории Гвинеи;
- научное сотрудничество по океанографии – необходимо Гвинее для актуализации данных относительно морских ресурсов. Украина имеет опыт сотрудничества с Гвинеей в этом направлении, в частности между Морским гидрофизическим институтом г. Севастополя (на базе которого в 1999 г. был создан Океанологический центр НАН Украины) и Научно-Исследовательским Центром (НИЦ) района Рогбане в гвинейской столице Конакри. НИЦ в Конакри был создан в 1973 г. при значительной поддержке указанного Морского гидрофизического института г. Севастополя. Этот Центр остаётся одним из основных заведений по подготовке гвинейских научных кадров;
- туризм. Владея уникальной природой, Гвинея определяет для себя эту область как одну из наиболее перспективных в сфере продвижения сферы услуг.