Вход на сайт

Западноафриканский блок ЭКОВАС готов принять Марокко, но пока раздумывает

4 июня 2017 г. в Монровии (столица Либерии) на 51 саммите Западноафриканского интеграционного объединения ЭКОВАС просьба Марокко о присоединении была принципиально одобрена. Однако до следующего саммита (состоится в декабре 2017 г.) страны-члены ЭКОВАС будут изучать последствия принятия Марокко для них, прежде чем членство этой страны будет одобрено официально.
ЭКОВАС – Экономическое сообщество западноафриканских государств, англ. The Economic Community of West African States – ECOWAS.
http://www.ecowas.int/who-succeeds-liberian-president-ellen-johnson-sirl...

Это не первый раз, когда страны Северной Африки присоединяются к объединениям, которые включали страны только из других регионов. Например, Ливия и Египет являются членами Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Тем не менее, предложение Марокко присоединиться к ЭКОВАС звучит всё же странно. Ни одна из стран-членов ЭКОВАС не имеет общей границы с Марокко.
ЭКОВАС – региональный блок на западе Африки из 15 государств: Гана, Нигерия, Сьерра-Леоне, Либерия, Сенегал, Того, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Мали, Гвинея, Гвинея-Бисау, Нигер, Бенин, Кабо-Верде. Они расположены близко друг к другу, и в основном имеют общие границы.
Сегодня ЭКОВАС признан как успешный региональный блок. Его можно рассматривать как модель интеграции и регионального сосуществования. В ЭКОВАС внедрено свободное перемещение товаров и рабочей силы, население имеет доступ к эффективным системам образования и здравоохранения, участвует в экономической и коммерческой деятельности, сохраняя достоинство в атмосфере мира и безопасности.
В экономическом плане присоединение Марокко (с населением 35 млн чел.) к ЭКОВАС должно существенно усилить его. В 2015 г. ВВП ЭКОВАС составил $ 640 млрд. (данные ЮНКТАД), занимая 21 место в мире. Присоединение к нему Марокко с его $ 100 млрд. переместит его на 16 место в мире по объёмам ВВП, опередив Турцию ($ 718 млрд.). Кроме этого, благодаря своему стратегическому географическому и экономическому положению (на севере Африки) Марокко станет жизненно важной платформой для стран ЭКОВАС, чтобы защищать европейские, американские и арабские рынки.
Несмотря на экономические преимущества, Марокко имеет сложные политические факторы. Даже на самом 51 саммите ЭКОВАС в июне 2017 г. Марокко не было представлено из-за разногласий вокруг присутствия на этом саммите премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху (Марокко не имеет дипломатических отношений с Израилем). Кроме этого, до недавнего времени эта страна даже не являлось членом Африканского союза (АС). Страна покинула континентальную организацию более 30 лет назад за признание АС Западной Сахары – территории, на которую претендовала Марокко. В начале этого года Марокко подала заявку и была снова принята в АС. Марокко считает Западную Сахару частью своей исторической территории. Вместе с тем, отстаивая эту территорию, Марокко большую часть последних трех десятилетий пытается укрепить связи с Европой за счет отношений с Африкой.
На следующую встречу глав государств ЭКОВАС, которая состоится в декабре этого года в Того, руководство Марокко будет приглашено. Тогда очевидно будет принято окончательное решение относительно членства Марокко в ЭКОВАС. Также на предстоящем декабрьском саммите будут представлены Тунис, который намеревается добиться статуса наблюдателя при ЭКОВАС, и Мавритании, которая хочет вернуться в состав ЭКОВАС (вышла из состава в 2002 г.).

Основная информация о Марокко
Марокко – конституционная монархия. Исторически развитие этого государства происходило под разнообразным влиянием арабской, берберской и европейской культур.
В 2011 году в Марокко была принята новая Конституция, которая предусматривает более открытое и демократическое общество, с разделением полномочий и усилением децентрализации. Несмотря на это, монархия продолжает поддерживать жёсткий контроль в стране.
По данным Всемирного банка (ВБ) в 2015 г. Марокко продемонстрировала подъём в экономике, но в 2016 г. наблюдался спад. Экономическая активность замедлилась до 1,4 % во втором квартале 2017 г. в результате сокращения на 12,1 % роста в сельском хозяйстве, а рост за пределами сельскохозяйственного сектора оставался вялым на уровне около 2,5 %. Инфляция в Марокко незначительна – на уровне менее чем 2 %, что отражает разумную монетарную политику.
Учитывая показатели экономики с начала 2016 г., по предположениям экспертов ВБ ожидается, что Марокко сократит свой бюджетный дефицит до 3,5 % ВВП. Такие достижения являются результатом высоких доходов и сокращения субсидий на потребление. Предполагают, что Марокко сможет стабилизировать свой государственный долг на уровне около 64 % ВВП.
В последние годы дефицит торгового баланса Марокко сократился благодаря бюджетной консолидации и появлению новых отраслей, особенно автомобильной. За 2016 год дефицит текущего баланса Марокко не превышает 1,5 % ВВП, а международные резервы его достигли $ 24,9 млрд., что эквивалентно импорту за период 7,3 месяцев на момент конца июня 2016 год.

Итак, Марокко может быть хорошим торговым партнером для стран-членов ЭКОВАС, добившись членства в этом объединении. Однако, всё же возникают вопросы об истинных причинах заинтересованности Марокко в этом. Кроме позитивных экономических показателей, Марокко является одним из ведущих производителей фосфатов в Африке, но, несмотря на это, Марокко может стремиться воспользоваться экономикой Западной Африки с населением в 335 млн чел. Эта страна уже имеет двусторонние отношения почти со всеми 15 членами ЭКОВАС.
Один из важных вопросов относительно членства Марокко в ЭКОВАС состоит в том, будет ли это монархическое государство подчиняться протоколу ЭКОВАС по вопросам демократии и управления, поскольку статья 1 Протокола ЭКОВАС о демократии и надлежащем управлении требует разделения властей, а также – независимости судебных органов и судей.
В Протоколе также четко говорится о секуляризме и нейтралитете государства во всех вопросах, касающихся религии, но он не исключает права государства регулировать с должным уважением прав человека.
Протоколы ЭКОВАС являются обязательными для его стран-членов. Это означает, что для конституционной монархии, которая действует совершенно по другим правилам, еще предстоит разобраться, как Марокко сможет подчиниться этим универсальным принципам, которые предусмотрены в протоколе ЭКОВАС.
http://allafrica.com/stories/201706060738.html