User login

Условия ведения хозяйственной деятельности в Буркина-Фасо

Изображение-2: 

Буркина-Фасо: объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ, потоки) в 2018 г. - 480 млн. долларов США (в текущих ценах, ЮНКТАД)
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - англ. Foreign Direct Investment (FDI)

Индекс африканского потенциала (ИАП) 2019
С 2011 г. Фонд по укреплению потенциала африканских стран (англ. African Capacity Building Foundation – ACBF, спесциализированное агентство АС, находится в Хараре, Зимбабве https://www.acbf-pact.org/) публикует ежегодный доклад об укреплении потенциала Африки (англ. Africa Capacity Report – ACR).
Доклад об укреплении потенциала Африки измеряет и изучает способность африканских стран осуществлять свою повестку дня в области развития, уделяя особое внимание ключевым определяющим факторам и компонентам потенциала для развития. Фонд по укреплению потенциала африканских стран определяет потенциал как “способность людей, организаций и общества в целом успешно управлять своими делами” и развитие потенциала как процесс, с помощью которого “люди, организации и общество в целом раскрывают, укрепляют, создают, адаптируют и поддерживают потенциал с течением времени”.
Потенциал африканских стран, рассматриваемый в Докладе об укреплении потенциала Африки, отражен в Индексе африканского потенциала (ИАП). ИАП – это составной индекс, рассчитанный на основе количественной и качественной оценки четырех субиндексов или индикаторов “кластеров” по специально разработанному опроснику. “Кластер политическая среда” рассматривает условия, которые должны быть созданы, чтобы сделать возможными трансформационные изменения и развитие. В “кластере процессов реализации” оценивается степень, в которой страны готовы предоставить результаты и итоги. “Кластер результатов развития на уровне страны” относится к ощутимым результатам, которые способствуют развитию. И “кластер результатов развития потенциала” измеряет изменения в условиях жизни человека.
Буркина-Фасо ИАП 2019 Рейтинг 2 оценка 67.0
Кластер 1 Политическая среда 96.1
Кластер 2 Процессы реализации 69.5
Кластер 3 Результаты развития на уровне страны 100.0
Кластер 4 Результаты развития потенциала 40.2

Стимулы и гарантии для иностранных инвестиций
В Буркина-Фасо главным документом, который юридически регулирует иностранные инвестиции, является Инвестиционный кодекс от 14 декабря 1995 г. Кроме этого кодекса, экономическая деятельность для иностранных инвесторов определяется в нормативных актах по соответствующим областям.

Действующий Инвестиционный кодекс устанавливает для всех предприятий, работающих в Буркина-Фасо, одинаковый подход к фирмам независимо от их национальности. Министерства промышленности, торговли и горное одобряют новые иностранные инвестиции, на основе рекомендаций Национальной комиссии по инвестициям. Главным критерием комиссии для принятия решения является прямая добавленная стоимость от вложенных инвестиций.

Предусмотрено, что этот закон приведён в соответствие с законодательством Организации по гармонизации в Африке хозяйственного права – OHADA (фр. – Organisation pour l'Harmonisation en Afrique du Droit des Affaires), членом которой является Буркина-Фасо.
С целью продвижения иностранных инвестиций в Буркина-Фасо действует Национальная комиссия по инвестициям.

Инвестиционный кодекс нацелен на создание и развитие деятельности, ориентированной на:
- продвижение занятости и подготовка национальной квалифицированной рабочей силы;
- повышение стоимости местного сырья;
- стимулирование экспортных поставок;
- стимулирование товаров и услуг, ориентированных на внутренний рынок;
- использование соответствующих технологий, модернизация местной техники и разработка новых видов продукции;
- мобилизация национальных сбережений и вкладов внешних капиталов;
- инвестирование в населенные пункты, расположенные как минимум в пятидесяти километрах от городских центров, которые определены декретом;
- реконструкция и расширение предприятий.

Инвестиционный кодекс Буркина-Фасо предусматривает 6 (шесть) привилегированных режимов, среди которых 5 (пять) лицензированы:

РЕЖИМ A применяется к инвестициям меньше 20 (двадцати) млн. франков CFA (т.е. 30490 евро), предусматривающих создание как минимум трёх (3) постоянных рабочих мест. Налог на регистрацию в режиме А эквивалентен 3% от вложенных капиталов, который может быть оплачен в течение 4 (четырёх) лет после начала деятельности.
Привилегии режима A:
- полное освобождение в течение периода реализации инвестирования от таможенных сборов и пошлин, а также любых других налоговых портовых сборов на оборудование, в том числе на первую партию запасных деталей, их сопровождающих;
- полное освобождение в течение периода реализации инвестирования от внутреннего налогообложения на оборудование, изготовленное локально;
- полное освобождение от налога на производственную и торговую прибыль (фр. – Bénéfices Industriels et Commerciaux) и от минимального единовременного налога (фр. – l'impôt Minimum Forfaitaire) на виды деятельности, связанные с производством и торговлей, в течение пяти лет;
- полное освобождение от торгово-промышленного налога (патента) в течение двух лет;
- сокращение на 50 % торгово-промышленного налога (патента) в течение трёх лет после периода полного освобождения от налогообложения.

РЕЖИМ B применяется к инвестициям в размере как минимум 20 (двадцати) млн. франков CFA (т.е. 30490 евро), предусматривающих создание как минимум семи (7) постоянных рабочих мест. Налог на регистрацию в режиме В может быть оплачен в течение 5 (пяти) лет.

Привилегии режима В:
- полное освобождение в течение периода реализации инвестирования от таможенных сборов и пошлин на оборудование, в том числе на первую партию запасных деталей, их сопровождающих;
- полное освобождение от внутреннего налогообложения на оборудование, изготовленное локально в течение периода реализации инвестирования;
- полное освобождение в течение 5 (пяти) лет от налога на производственную и торговую прибыль (фр. – Bénéfices Industriels et Commerciaux), от торгово-промышленного налога (патента), от налога на доход от ценных бумаг, от налога на предпринимательство (фр. – Taxe Patronale) и обучение (фр. – Taxe d'apprentissage), от пошлины на наследство (фр. – la taxe des Biens de Mainmorte) и от минимального единовременного налога (фр. – l'impôt Minimum Forfaitaire) на виды деятельности, связанные с производством и торговлей;
- сокращение на 50% от указанных выше налогов в течение трёх лет после периода полного освобождения от налогообложения.

Режимы А и В в районах за пределами главных городов Уагадугу и Бобо-Диуласо действуют на 5 (пять) лет больше.

РЕЖИМ C применяется к инвестициям в размере как минимум 500 (пятисот) млн. франков CFA (т.е. 762245 евро), предусматривающих создание как минимум 50 (пятидесяти) постоянных рабочих мест.

Привилегии режима C:
- полное освобождение в течение периода реализации инвестирования от таможенных сборов и пошлин на оборудование, в том числе на первую партию запасных деталей, их сопровождающих;
- полное освобождение от внутреннего налогообложения на оборудование, изготовленное локально в течение периода реализации инвестирования;
- полное освобождение от налога на производственную и торговую прибыль (фр. – Bénéfices Industriels et Commerciaux), от торгово-промышленного налога (патента), от налога на доход от ценных бумаг, от налога на предпринимательство (фр. – Taxe Patronale) и обучение (фр. – Taxe d'apprentissage), от пошлины на наследство (фр. – la taxe des Biens de Mainmorte) и от минимального единовременного налога (фр. – l'impôt Minimum Forfaitaire) на виды деятельности, связанные с производством и торговлей.

РЕЖИМ D применяется к предприятиям, работающим в сфере услуг, с инвестициями в размере как минимум 10 (десяти) млн. франков CFA (т.е. 15245 евро), предусматривающих создание как минимум 7 (семь) постоянных рабочих мест.

Привилегии режима D:
- полное освобождение в течение периода реализации инвестирования от таможенных сборов и пошлин на оборудование, в том числе на первую партию запасных деталей, их сопровождающих;
- полное освобождение от внутреннего налогообложения на оборудование, изготовленное локально в течение периода реализации инвестирования;
- полное освобождение в течение 5 (пяти) лет от налога на производственную и торговую прибыль (фр. – Bénéfices Industriels et Commerciaux), от торгово-промышленного налога (патента), от налога на доход от ценных бумаг, от налога на предпринимательство (фр. – Taxe Patronale) и обучение (фр. – Taxe d'apprentissage), от пошлины на наследство (фр. – la taxe des Biens de Mainmorte) и от минимального единовременного налога (фр. – l'impôt Minimum Forfaitaire) на виды деятельности, связанные с производством и торговлей.

РЕЖИМ E применяется к предприятиям, работающим в сфере услуг, с инвестициями в размере как минимум пятисот (500) млн. франков CFA (т.е. 762245 евро), предусматривающих создание как минимум 30 (тридцать) постоянных рабочих мест.

Привилегии режима E:
- полное освобождение в течение периода реализации инвестирования от таможенных сборов и пошлин на оборудование, в том числе на первую партию запасных деталей, их сопровождающих;
- полное освобождение от внутреннего налогообложения на оборудование, изготовленное локально в течение периода реализации инвестирования;
- полное освобождение в течение 6 (шести) лет от налога на производственную и торговую прибыль (фр. – Bénéfices Industriels et Commerciaux), от торгово-промышленного налога (патента), от налога на доход от ценных бумаг, от налога на предпринимательство (фр. – Taxe Patronale) и обучение (фр. – Taxe d'apprentissage), от пошлины на наследство (фр. – la taxe des Biens de Mainmorte) и от минимального единовременного налога (фр. – l'impôt Minimum Forfaitaire) на виды деятельности, связанные с производством и торговлей.

РЕЖИМ ЭКСПОРТИРУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ – привилегированный режим, который применяется к новым предприятиям, исключительно ориентированным на экспорт. Они освобождены от всех налогов Буркина-Фасо.

Буркина-Фасо является членом Западноафриканского монетарно-экономического союза (англ. – West African Economic and Monetary Union – WAEMU), что предусматривает общий внешний тариф для стран-членов этого объединения.

Буркина-Фасо подписало конвенцию по Урегулированию Инвестиционных Споров (Settlement of Investment Disputes (SID) 16 сентября 1965 г., и также является членом Многостороннего Агентства по Гарантиям Инвестиций Всемирного банка (World Bank's Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA).

С 1998 г. правительство Буркина-Фасо провело постепенную и успешную приватизацию государственных предприятий. С целью большего привлечения зарубежных инвесторов в 2004 г. Буркина-Фасо пересмотрело инвестиционный кодекс. Благодаря пересмотренному кодексу и законам, содействующим добывающему сектору, в стране наметилась тенденция развития исследований месторождений золота и его производства www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/uv.html.

В 2005 г. в Буркина-Фасо была сокращена наполовину плата за регистрацию новых контрактов и коммерческих соглашений, была уменьшена ввозная пошлина на основные товары от 2 % до 1 % для бизнеса в формальном секторе. Правительство также провело ряд мероприятий для упрощения административной процедуры и облегчения регистрации бизнеса путём введения в действие офиса “одного окна” для инвесторов – Центр по созданию предприятий (фр. – Centre de formation des enterprises (Cefore) в Уагадугу, который начал функционировать в мае 2006 [UNCTAD. World investment directory. Volume X. Africa, р. 109].
Несмотря на то, что острый внутренний кризис в соседнем Кот-д'Ивуаре начинает решаться, его последствия все еще оказывают отрицательный эффект на торговлю и занятость Буркина-Фасо.
В июле 2008г. Буркина-Фасо получил грант “Корпорационные вызовы тысячелетия” (англ. – Millennium Challenge Corporation), на начальном этапе предназначенного улучшению уровня образования девочек в начальной школе, но который в целом также сосредотачивается на областях инфраструктуры, сельского хозяйства и земельной реформы www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/uv.html.

Перспективы экономического сотрудничества с Буркина-Фасо.
- агропромышленность: консультационные услуги для повышения урожайности, строительство ирригационных систем, минеральные удобрения, сельскохозяйственная техника, оборудование для перерабатывающих сектора агропромышленного комплекса;
- производство продовольственных товаров.;
- добывающая промышленность: проведение геологоразведочных и поисковых работ, поставки соответствующей техники и оборудования, предприятия по добыче и переработке сырья;
- машиностроение.;
- обрабатывающая промышленность (особенно производство товаров массового потребления, текстильных изделий и др.). Национальная промышленность Буркина-Фасо не обеспечивает спрос на внутреннем рынке на товары повседневного потребления. Согласно данным ЮНКТАД приблизительно пятую часть импорта Буркина-Фасо составляют товары обрабатывающей промышленности. Это также относится и к товарам химической промышленности;
- строительство или восстановление объектов энергетики, аграрной, добывающей промышленности, туризма, объектов по переработке сырьевых товаров, а также инфраструктуры, включая системы снабжения водой и электроэнергией, ирригационные сети, логистику и др.;
- транспортные услуги;
- образование. Буркина-Фасо имеет потребность в содействии по подготовке собственных специалистов, особенно по техническим специальностям;
- туризм. Буркина-Фасо богато природными живописными ландшафтами. Владея уникальной природой, Буркина-Фасо определяет для себя эту область как одну из наиболее перспективных в сфере продвижения сферы услуг.